Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей и предназначены для краткосрочного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Служебная деятельности изоляторов временного содержания (ИВС) основывается на принципах и нормах международного права, международных договорах, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актах МВД России. Среди определяющих законодательных актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, выделим Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 7 февраля 2011 №3-ФЗ «О полиции» и Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» .
Российской Федерацией ратифицировано значительное количество европейских международно-правовых соглашений. Ведущими международными документами, являются: Всеобщая декларация прав человека , Международный пакт о гражданских и политических правах , Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Основные принципы обращения с заключенными» , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания .
По состоянию на 1 января 2021 года в территориальных органах МВД России функционирует 1 669 ИВС. За 12 месяцев 2020 года в ИВС содержалось 1 322 943 человек. В том числе в выделенных камерах ИВС содержалось 419 671 лицо, подвергнутое административному аресту.
ИВС органов внутренних дел являются подразделениями полиции, а их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел.
Со стороны администрации и сотрудников ИВС должен быть установлен режим, представляющий урегулированный нормами права порядок и условия содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечивающий соблюдение их прав, изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных нормами УПК РФ.
Согласно действующим правилам в ИВС временно содержатся следующие категории лиц:
- подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (подозреваемый – это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения);
- обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу (обвиняемый - это лицо, в отношении которого в порядке, установленном УПК РФ, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления);
- подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы для выполнения следственных действий, судебных процессов за пределами административнотерриториальных образований, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их не возможна.
Особое внимание необходимо обратить, что в порядке исключения в нем могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии специального приемника для лиц, арестованных в административном порядке.
Применение меры пресечения существенно ограничивают права и свободы гражданина, а в случае заключения под стражу – полностью лишают его свободы передвижения.
Таким образом, соблюдение принципов законности и обоснованности содержания под стражей может быть достигнуто только при наличии установленных законом условий, целей и оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Прокуратурой, Министерством внутренних дел Российской Федерации, правозащитниками уделяется пристальное внимание деятельности специальных учреждений для содержания подозреваемых и обвиняемых, за соблюдением гарантий законности, обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов от преступных посягательств.
Так, Концепция развития ИВС и специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке определяет, что все специальные объекты должны соответствовать международным стандартам, отвечать требованиям международного и российского законодательства, в том числе правилам обращения с заключенными. В ходе проведения реконструкции ИВС страны были оборудованы прогулочными двориками, в камерах установлены индивидуальные спальные места (кровати) и необходимая мебель. Освещение камер обеспечивается в дневное и ночное время, имеется возможность прослушивание радиопередач.
После капитальных ремонтов в ИВС появились медицинские изоляторы с процедурными и кабинетами медицинских работников, комнаты адвокатов и следователей, учитываются требования по беспрепятственному доступу инвалидов и маломобильных групп населения.
Получила разрешение, проблема связанная с надлежащим обеспечением прав лиц заключенных под стражу. Так, на протяжении длительного времени в ИВС, расположенных в крупных городских центрах имелась проблема переполненности, что приводило к нарушению прав подозреваемых и обвиняемых на достойные условия содержания, отвечающим требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.
Однако, в результате оптимизации и существующего на протяжении длительного времени некомплекта, значительно возросла нагрузка на оставшихся сотрудников, которые просто не успевают качественно и в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, а как следствие негативная динамика случаев возникновения чрезвычайных происшествий.
Обзоры о результатах служебной деятельности ИВС и допущенных нарушений установленного порядка организации, подготовки и несения охранно-конвойной службы свидетельствуют о недостаточном уровне контроля со стороны руководителей всех уровней.
Особое внимание необходимо уделять на качественное проведение гласных и негласных проверок несения службы, которые должны осуществляться на различных этапах выполнения сотрудниками полиции поставленных служебных задач, особенно в вечернее и ночное время.
Необходимо констатировать, что одной из причин нарушений и чрезвычайных происшествий по линии охранно-конвойной службы является недостаточный уровень знаний сотрудниками их прав и обязанностей, законов, приказов и инструкций. Важным направлением деятельности руководителей всех уровней является повышение правовой культуры сотрудников полиции.
В отдельных случаях в ходе служебных проверок было установлено, что имеющиеся нарушения и ранее имели место, однако не были своевременно выявлены и документально оформлены в ходе проводимых комиссионных обследований, в результате чего меры по их устранению не принимались.
Актуальным остается вопрос по принятию организационных и практических мер исключающих возможность скрыться рассматриваемой категории лиц от следствия и суда, защиты их от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, незаконного выноса (вывоза) имущества либо проноса (провоза, передачи) предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми, обеспечения исполнения судебных решений, режимных и иных требований.
Вместе с тем важно выделить, что решение имеющихся проблем требует принятия конкретных мер, связанных с активным внедрением современных технических средств охраны и видеонаблюдения, профессиональном обучении сотрудников ИВС, в том числе навыкам действий в чрезвычайных ситуациях (побег, нападение, пожар), а также исключение случаев превышения лимита наполняемости.
В завершение следует отметить, что изоляторы временного содержания являются важным звеном в борьбе с преступностью, которые надежно обеспечивают изоляцию лиц, содержащихся под стражей. Условия содержания достаточно строгие, что необходимо для предотвращения побега и сговора задержанных.
1.2 Административно-правовой статус изоляторов временного содержания органов внутренних дел
Одним из актуальных направлений административно-правовой науки является исследование современной концепции административно-правового статуса органов государственной власти, что обусловлено реформированием и динамичностью правового регулирования их деятельности.
В переводе с латинского «status» означает состояние, правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей). В науке административного права это понятие применяют как по отношению к индивидуальными, так и к коллективным субъектам права, что соответственно влияет на его сущность и структуру.
Так, виднейший ученый-административист Д. Н. Бахрах определяет административно-правовой статус как правовое положение личности или цели, задачи, функции, организационно-правовая структура и компетенция государственных коллективных субъектов. К основным элементам такого статуса органов исполнительной власти он относит три блока:
- целевой (назначение);
- структурно-организационный (процедуры образования и ликвидации субъектов);
- компетенционный (совокупность властных полномочий) .
Рассмотрим административно-правового статуса изоляторов временного содержания органов внутренних дел (ИВС ОВД) и рассмотрим его структуру, опираясь на научные достижения Д.Н. Бахраха о административно-правовом статусе коллективных субъектов в системе государственного управления .
Рассмотрим организационно-структурный блок административно-правового статуса ИВС ОВД.
Согласно п. 43 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ), к ведению МВД РФ относится содержание лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
5. Основные принципы обращения с заключенными (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
7. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или нижающего достоинство обращения или наказания" (ETS N 126) [рус., англ.] (Вместе с "Привилегиями и иммунитетами", "Пояснениями") (Заключена в г. Страсбурге 26.11.1987) (с изм. от 04.11.1993) // Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. N 36. Ст. 4465.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
10. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // "Собрание законодательства РФ", 17.07.1995, N 29, ст. 2759.
11. Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 19.02.2021) "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.2016, N 52 (Часть V), ст. 7614.
12. Постановление Правительства РФ от 14.01.2011 N 3 (ред. от 04.09.2012) "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" (вместе с "Правилами медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений") // "Собрание законодательства РФ", 24.01.2011, N 4, ст. 608.
13. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 // СПС КонсультантПлюс.
14. Приказ Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28 августа 2018 г. № 452 // СПС КонсультантПлюс.
15. Приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» // СПС КонсультантПлюс.
16. Приказ Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 9 февраля 2016 г. № 562 // СПС КонсультантПлюс.
17. Постановление Европейского Суда по правам человека от 22 февр. 2018 г. по делу «Солоненко и другие против России» (жалоба № 50407/10 и 4 другие жалобы) // Бюллетень Верховного Суда РФ 2016. № 11, 12.
18. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Блохин против России» от 23 марта 2016 г.
19. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Фирсов против России» (жалоба № 42119/04) от 20 февр. 2014 г.
20. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Мазнев и другие против Российской Федерации» (жалобы № 48826/08, 54526/10, 43512/13, 51512/13, 58203/13 и 68362/14) от 22 июня 2017 г.
21. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Колеватов и другие против Российской Федерации» (жалобы № 47696/10, 62151/10, 17790/11, 35535/12, 44590/12, 29586/13, 33709/13, 50624/13 и 2959/15) от 24 нояб. 2016 г.
22. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Идалов против Российской Федерации» (жалоба № 5826/03) от 22 мая 2012 г.
23. Административная деятельность полиции: курс лекций. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. В.А. Кудина. М.: ДГСК МВД России, 2018. 736 с.
24. Буторина Е.Ю., Клочихин В.А. К вопросу об имущественных последствиях признания незаконными действий и решений органов внутренних дел и их должностных лиц // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 179-181.
25. Березняков В.П. О некоторых аспектах совершенствования служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2020. № 2. С. 21-25.
26. Дощицын А.Н. Обеспечение прокурором защиты конституционных прав лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания // Современная наука. 2016. № 3. С.77-81.
27. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник: в 2-х ч.; ч. 2: особенная часть. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. - 237 с.
28. Клочихин В.А. К вопросу об особенностях функционирования системы тылового обеспечения органов внутренних дел/Актуальные проблемы предварительного расследования: сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 140-143.
29. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Особенная часть. Разделы X-XII (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев. Т. 4. М.: Юрайт, 2017. 755 с.
30. Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (постатейный) / под ред. Н.С. Мановой. 2016. 273 с.
31. Мазуров И.А. Актуальные проблемы в деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых // Концепт. 2016. № 15. С.129.
32. Мержоев М.К. Надзор прокурора за законностью содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 4. С.59-66.
33. Профессиональная подготовка полицейских: учеб. В 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. Ч. 2. М.: ДГСК МВД России, 2017. 472 с.
34. Ромашкин А.В. Совершенствование отдельных направлений деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел // Сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 235-238.
35. Ромашкин А.В. Концептуальные направления развития изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 97-100.
36. Смольяков А.А., Макеева И.А., Носенков А.П. Административно-правовой статус изоляторов временного содержания органов внутренних дел // Закон. Право. Государство. 2019. № 1 (21). С. 67-75.
37. Ткаченко В.В., Колениченко В.В., Шумский В.В. Направления совершенствования деятельности изоляторов временного содержания подозреваемыз и обвиняемых органов внутренних дел // Право и образование. 2019. № 5. С. 138-144.
38. Трусова Н.К.Понятие, сущность и особенности режима содержания в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. № 2 (15). С. 50-58.
39. Филимонов А.А. О некоторых особенностях организации службы в составе дежурной смены изоляторов временного содержания органов внутренних дел // В сборнике: Актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий. 2019. С. 459-464.
40. Яджин Н.В., Бояринцев А.Н. Особенности действия сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел при обнаружении признаков преступления // сборнике: Научные труды Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Сборник научных трудов. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. Тюмень, 2020. С. 107-114.